МЕЖДУНАРОДНОСТЬ
Даунтаун Хьюстона. Гостиница «Ренессанс».
Нас встречают, улыбаются, дают всю информацию и говорят: «Наслаждайтесь!»
Здесь начинается хьюстонский
международный фестиваль независимого кино WorldFest. В этом году – это уже 38-ой фестиваль.
Один из трех самых старых и традиционных фестивалей в США. Вокруг уже ходят
фильммейкеры – кинопроизводители: режиссеры, продюсеры, актеры.
«Международность» отличаю сразу по костюмам. Черные джинсы в обтяжку.
Заправленная в джинсы старенькая майка. Кепка на голове, из-под кепки в разные
стороны волосы. На ногах – кроссовки. Это американцы. Европейские и азиатские
режиссеры выглядят по-другому. Отглаженные костюмы. Блестящие туфли. Дорогие
кольца. Обязательно – галстуки. Разница большая. Сразу знаешь к кому подходить и что спрашивать. У
американцев: «Из какого штата?». У европейцев: «Откуда приехал?» Позднее
испытал – ни разу не ошибся.
ОЧЕРЕДЬ
Иду в комплекс кинотеатров MC-16. Комплекс гигантский. Большая
длинная очередь. Сотни людей. Стоят, терпеливо ждут билетов. Я думаю, что вышла
премьера какого-то большого голливудского фильма, информацию о котором я
прошляпил. Недоуменно оглядываюсь, осматриваюсь. Нет, покупают билеты на фильмы
фестиваля WorldFest.
Хотя тут же идет рутинный показ голливудской кинопродукции. Я поражен,
такого не ожидал. У провинциального техасского зрителя
интерес к независимому кино больше, чем к голливудскому! Позже я нашел
объяснение в том, что фестиваль имеет очень сильную и хорошую репутацию. Здесь
впервые были награждены будущие звезды кинематографа Спилберг и Лукас. Так что
зритель уже знает, что он не увидит непрофессиональное любительское кино,
а увидит достойное кино, которое прошло
сильный и серьезный отбор. Из четырех
тысяч фильмов на фестиваль было отобрано чуть больше ста. Фильмы лучшие и
уникальные. Из 37 стран мира.
Мест в залах для всех зрителей не
хватает. Люди сидят на ступеньках. Часов в десять вечера выходим с просмотра очередного фильма, толпа человек в
пятьсот уже заполнила холл перед нашим залом. Все надеются на место. В зале -
350 мест.
«Рисовая рапсодия» продюсера Джеки
Чана большого впечатления не производит. Хотя сам фильм добрый, с хорошей
моралью. «История из жизни» по качеству уступает многим другим. История не
выдающаяся. Но зал – переполнен. Просто фильм
о техасском герое снят в Хьюстоне.
ОРГАНИЗАТОР
В моем представлении организатор
фестиваля должен быть строгим, серьезным и респектабельным мужчиной. Я ищу
человека в костюме, с большим бриллиантовым перстнем и строго уложенной
прической.
Увидел другого человека. Не верю
своим глазам. Это быстрый, энергичный человек. С большим энтузиазмом. Он как бы
одновременно находится со всеми. Он сам закладывает фильмы в проектор. Он сам
анонсирует каждый фильм. Он сам представляет каждый фильм. Он знает всех по
именам. Он разговаривает по телефону. Он руководит другими работниками. Лично
развозит фильмейкеров на микроавтобусе от отеля до театра и обратно. Каждый
час. Я поражен, как один человек может такое организовать и со всем
справляться.
Выглядит Хантер вполне обычно.
Джинсы, рубашка и кепка.
Его тоже все знают. Но здороваются с
уважением, двумя руками. Было видно, какой вес он имеет в этом обществе.
ПОБЕДИТЕЛИ
Фильмы из Европы и США также легко
отличить. Из Европы – с трагическим финалом. Из США – хэппи-энд. Австралийские
фильмы прыгали как кенгуру – то трагедия, то счастье. Правда качество всех
фильмов удивляет – иногда превосходит голливудское. Знакомлюсь практически со
всеми режиссерами, продюсерами фильмов. Все волнуются. Все стараются рассказать
о своем фильме каждому желающему. Не отказывают никому. Задача проста –
привлечь зрителя, найти его интерес. Кино - это большой бизнес. На фестивале
они проводят агрессивную PR—компанию своей продукции.
Все фильмы, которые были показаны на
фестивале, получают различные награды WorldFest. Как мне потом объяснили,
организатор фестиваля Хантер Тодд
считает, что люди, которые приезжают на фестиваль и ничего не
выигрывают, получают плохой заряд энергии. И наоборот. Поэтому все кто здесь
присутствует – победители. В разных категориях. Самая низкая награда –
бронзовая REMI. Самая высокая – GRAND REMI. Есть еще специальные награды. Это
тоже награды высшей категории.
ТЫ РУССКИЙ?
Награды вручают на светском ужине.
На эту церемонию даже американцы идут в костюмах. Некоторые пытаются
выделиться. Один фильмейкер – в костюме для Холлуина. Что-то среднее между
рясой и сарафаном. И сам он что-то среднее: не то баба, не то мужик. Персона.
По словам Тодда это его не удивляет. В прошлом году один из победителей пришел
на награждение в велосипедных лосинах.
Фильм из России «Звезда» получил золотую Рэми. Другой
российский фильм «Черный снег, Красное небо» завоевал платиновую
Рэми. Фильму продюсера Евгения
Афинеевского «Возвращение из Индии» вручили специальный приз жюри.
На вечеринке ближе знакомлюсь с
режиссерами, продюсерами, актерами. Известный голливудский актер Тони ЛоБианко
и его жена – сама простота. Они даю мне свои личные и мобильные телефоны и приглашают меня в гости в Нью-Йорк. Польский
режиссер Веслав Санеевский хочет снимать американское кино в Европе. То есть
кино с американскими актерами, на английском языке. Хотя тут же признается, что
с американцами ему трудно. Юмора не понимает, общаться трудновато. Одним словом,
посмеиваться над американцами. Австралийцы хотят перебраться в Америку и
снимать здесь. Они считают, если они приедут в Америку, им все будет подано на
блюдечке.
В основном все фильмейкеры –
люди очень простые, добродушные, легкие.
Есть единицы с высокоподнятыми головами и большим «эго». Но, на таких никто не обращает внимания.
Режиссер телесериала «Небесные
врата» Дэвид Уиннинг подходит ко мне и спрашивает: «Ты русский?» Что кроется в
этом вопросе – не знаю. Дэвид режиссер 17 телесериалов и 10 фильмов. Может
русских он считает специалистами по космическим небесам? Разгадка проста. У
Дэвида, как и у большинства американцев, монолитный стереотип: русский –
значит, водка. Он покупает мне водку и покупает водку всем, кто присутствует на
награждении.